Горячая тема ПРЕЗИДЕНТ О ВАКЦИНАЦИИ Узнать больше

Хранить вечно

16:34, 23 сентября 2021

Монументально-декоративное искусство было широко распространено в Павлодаре в советское время. Мозаики и витражи украшали стены городских зданий, например, на пересечении улиц Сатпаева/Кривенко, -- Павлодарэнерго, где мозаику закрыли сайдингом, Дворец тракторостроителей, а ныне Дворец культуры имени Естая, где от работ советских мастеров и художников остались только витражи.

Тенденция избавляться от всего советского -- не нова в архитектуре. Частные предприниматели и собственники без угрызения совести сносят всё, что с таким трудом  создавали деятели 20 века. Например, дабы расширить бизнес, барельеф со стены бывшего загса на Торайгырова решили снять, и скрыть с глаз долой от павлодарцев. Но, есть и те редкие монументальные работы, которые всё же удалось спасти от вандализма. И задача потомков в том, чтобы сохранить, а где-то и восстановить это искусство.

Елена Дубовая, главный хранитель фондов павлодарского областного художественного музея:

Его надо просто напросто надо беречь и сохранять. Оно поэтому и называется так – наследие. Ни витраж, ни мозаика, ни рельефы сейчас не будут издавать. Это очень высокотехнологичные работы. Всё, это уже прошедший этап города. Ну а то, что осталось в городе, конечно же, надо всеми силами бить набат, сохранять.

Одним из ярких представителей художников-монументалистов того времени был Станилслав Медведев. Он нам знаком по таким работам, как мозаика на здании Павлодарэнерго, мозаика на административном здании химкомбината, рельефу «Шаги прогресса», и многим другим произведениям искусства, которые некогда украшали Павлодар.

Станислав Медведев, художник монументалист:

Это заказывало государство. Тогда был Советский союз. А художников нас приглашали как, ну, как лучших из союза художников, которые могли справиться с задачей. У нас получился монумент, на который, на открытие которого приехал Валерий Быковский. Космонавт, который приземлился в селе Каратау Кокчетавской области.

Раиса Моргунова, корреспондент:

Мозаичное панно “Шаги прогресса”, размещённое на дворовой стороне дома № 59 по улице Торайгырова – это те остатки монументально-декоративного и искусства, которые создавали советские художники и мастера, не только как украшение города, но и с целью пропаганды общественного мнения. Сейчас этим произведением искусства владеет бизнесмен, выкупивший пристройку. И так как мозаика не состоит на учёте не в управлении искусства, ни в управлении архитектуры, то, по воли частника, её можно хоть закрыть, хоть закрасить, хоть разобрать.

Елена Дубовая, главный хранитель фондов павлодарского областного художественного музея:

Очень бы хотелось, конечно, мозаику медведевскую сохранить. Она совершенно на нейтральную тему. Она – космос. Она очень красива. И, как бы, она одна из единственных, которая показывает работу с цветом. И доступная здесь людям.

Сам Станислав Сергеевич не имеет никаких прав на свои работы. И считает вандализмом, когда такие работы, которые уже никто не сможет повторить, безвозвратно исчезают.

 

Раиса Моргунова

Читайте также

Популярные новости